опубликовано: 04.10.2008 |
Священномученик епископ Соликамский Феофан (Ильминский) родился в семье сельского дьячка Саратовской епархии, в день празднования памяти святого апостола Иоанна Богослова, 26 сентября 1867 года. Отец его скоро умер, и мальчик рос, как вспоминал впоследствии сам владыка, "на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди... кроткого и смиренного сельского пастыря, 50 лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость, и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Св. Пасхи... Целые поколения прошли пред ним в крестинах, свадьбах, похоронах!!! Но и любит же народ его! Не только прихожане, но и окрестные села. Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как-то замкнулся в себя, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего "папашу" отца духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал все это так же естественно, как светит солнце и благоухает цветок!" В 1888 году Сергий Ильминский окончил Саратовскую Духовную Семинарию и поступил на первый курс Казанской Духовной Академии. "В семинарии желание мое идти в священники не только не прошло, наоборот, под влиянием одной чудной книги "Письма о должностях священного сана", с которой я не расстаюсь и сейчас, созрело в непременную решимость быть священником, и притом в селе!" С сентября месяца 1892 года кандидат богословия Сергий Ильминский назначается преподавателем педагогики в Саратовское епархиальное женское училище. По-видимому, к этому времени Сергей женился, родилась дочка Мария. В 1894 году Сергей Петрович был рукоположен в сан священника к кафедральному собору Саратова. Батюшка сразу развернул широкую пастырскую и просветительскую деятельность. Весной епархиальное издание публикует общественно-церковную статью о. Сергия "Современный социализм перед судом слова Божия": "В умалении вечных ценностей, в подмене их земными, материальными и заключается первая и основная ложь социализма. Никакими материальными благами, никаким физическим довольством невозможно восполнить пустоту, образующуюся изъятием души из жизни человечества, отрицанием Бога, бессмертия души человеческой и будущей, вечной, загробной жизни". Церковная и общественная позиция пастыря и воспитателя молодежи не останется незамеченной. В августе 1911 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея и назначен редактором "Саратовского Духовного Вестника", в должности которого и состоял до 1914 года. Но еще в 1913 году о. Сергий, овдовев, решил всего себя посвятить только Господу и, "согласно прошению", был зачислен в братство Валаамского монастыря. Отец Сергий рассказывал: "Раннее вдовство, по-видимому, указывало мне путь к монашеству, но было нечто задерживающее, привязывающее меня к миру - на моем попечении оставались престарелая мать и дитя - дочь! И вот я остался в миру. Очевидно, надо было глубже изучить окружавшую меня жизнь, прислушаться к движению собственной души, и долго, долго работать над ней в области нравственного воспитания. Светлые порывы души под влиянием небесных благодатных впечатлений священства, хорошие минуты духовных переживаний в общении с юношеством, особенно в храмах Божиих за богослужением и беседами... сменялись минутами уныния, забвения, нерадения, малодушия, какой-то безотчетной тоски... Но бодрствующая Десница Божия всегда вовремя приходила на помощь, посылала вовремя средства, исцелявшие душу мою от лютых недугов - физические и нравственные потрясения, за которыми всегда слышались: "Маловере, почто усомнился еси". Теперь я познал сладость изречения: "Сын мой! Не пренебрегай наказанием Божиим. Его же любит Господь, наказует. Биет, его же приемлет..." В величественном Преображенском Соборе Валаамской обители в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы состоялось пострижение о. Сергия в монашество с именем Феофан. В 1914 году архимандрит Феофан вернулся в родную Саратовскую епархию на должность смотрителя Балашовского духовного училища. Через год в уезде им были открыты миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность "научиться давать отчет в своем уповании, а в случае нужды - отпор врагам Церкви Православной". В 1916 году о. Феофан был назначен ректором Пермской Духовной Семинарии. Квартира ректора всегда была открыта для питомцев семинарии. На квартире отца ректора собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. Нередко семинаристов посещал епископ Пермский Андроник. 25 февраля 1917 года в час дня в Крестовой церкви архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа. "Торжество незабываемое! Открылись царские врата и из них вышли пять епископов при мощном пении воспитанников семинарии более чем в 100 человек. Звучал тропарь Первосвятителю Пермскому Стефану: "Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси...". После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, епископ Феофан обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. Став епископом Соликамским, он за пределы викариатства почти не выезжал, погруженный в дела благоустроения вверенных ему приходов. Только после ареста 17 июня 1918 года архиепископа Андроника он переехал в Пермь и 22 июня принял управление Пермской епархией. Но недолго святитель прожил в Перми; в конце лета большевики арестовали и его. За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 23 декабря 1918 года, в тюрьму, где томился епископ, пришли представители ЧК и увели девять заключенных - епископа Феофана, трех священников и пятерых мирян. Столь велика была ненависть безбожников к христианству, что они не пожелали удовлетвориться простой казнью арестованных, но подвергли их перед смертью изощренным мучениям. "Коммунисты привели епископа Феофана на берег уже замерзшей реки Камы (дело было 11 декабря ст. ст. 1918 года). Здесь одни срывали со своей жертвы одежды, а другие заплетали волосы епископа в косички, чтобы, связав их между собой, продеть под них жердь и приподнять таким способом свою жертву на воздух. Прорубь для казни приготовляли другие мучители. По обе стороны проруби появились скамейки, на которые встали два палача. Держа шест, продетый под волосы, за концы стали постепенно опускать в прорубь, с тем, чтобы через полминуты поднять его над прорубью и снова опустить в ледяную воду Камы. Через 15-20 минут, сменяя друг друга, палачи удовлетворили свои дьявольские желания. Тело владыки Феофана покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Многочисленные свидетели, среди которых были и почитатели замученного епископа, видели весь этот ужас". Незадолго до своей мученической кончины епископ Феофан писал: "А на злобу и вражду к нам тех, кто оказался орудием Божиего наказания на нас, не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов, да простит им Господь, не ведят бо, что творят. Будем молиться, и да укротит Господь ярость их на нас и силою молитвы и примером доброй христианской жизни нашей да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию". СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОФАН,
ЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ И СОЛИКАМСКИЙ |