опубликовано: 04.10.2008 |
Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года в семье сельского священника Ставропольской епархии. По окончании семинарии он был рукоположен в сан иерея в родное село, затем переведен в Тифлис и назначен епархиальным миссионером Грузинского экзархата. Это назначение он принял не формально, ибо молодой батюшка ревновал о вере. Поэтому, не ограничиваясь своими непосредственными обязанностями, отец Иоанн изучил язык персидских несториан - сирохалдеев - и несколько раз ездил в Персию, чтобы присоединить их к Православию. Самоотверженные усилия увенчались результатом: три несторианских епископа с более чем двадцатитысячной паствой вошли в единение с Православной Церковью. Экзарх Грузии владыка Владимир (Богоявленский, будущий священномученик) не мог не обратить внимание и не полюбить столь усердного ревнителя Православия и вскоре, будучи назначенным на кафедру Московского митрополита, пригласил в Москву и отца Иоанна. Но, вероятно, тот чувствовал, что призван к большему, нежели карьера (скорее всего, весьма успешная) обычного пастыря. Не в том ли причина, что через недолгое время Святейший Синод назначил его синодальным миссионером-проповедником, и это послушание отец Иоанн совершал до дня своей мученической кончины. В своих проповедях, публичных выступлениях и статьях протоиерей Иоанн Восторгов всегда давал церковную оценку всем тем новым тенденциям, которые так трагически проявились в семейной, общественной и государственной жизни России начала XX столетия. Он принимал самое живое участие в деятельности православно-патриотических союзов, за что получил свою долю клеветы со стороны лево-либеральных кругов. Сколь недобросовестны обвинения в "мракобесии" и "антисемитизме", обильно направляемые по его адресу, свидетельствуют собственные слова отца Иоанна, взятые из его статьи, в которой он разъясняет свое понимание патриотизма: "К сожалению, даже среди правых патриотизм нередко понимается в смысле европейском, то есть, в сущности, в смысле языческом. Это - национализм животный, зоологический, основанный исключительно на привязанности к своему народу, к своей земле, к своему государству. На чем основывается такая привязанность? Только на том, что все это свое. Но ведь все это - не разумная причина, здесь - не высокие побуждения. Так любит свое и животное... Христианство понимает, осмысливает, возвышает, одухотворяет всякое естественное чувство добра и правды... Народ русский есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, призвание сохранить и распространить святую истину Православия: народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества, есть умаление истины... Служить в этом смысле народу - значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда не цель, а средство для высшей цели, для служения истине... Здесь же и объяснение того, почему именно против Православия и против Церкви устремлены нападки революционных партий России, несомненно, в степени гораздо большего озлобления, чем даже против самодержавия". Отец Иоанн неустанно проповедовал по всей России. Его слушали в Иркутске, в Петропавловске-Камчатском, Тобольске, Омске... В 1911 году отцу Иоанну удалось в рамках Палестинского общества осуществить покупку участка земли в г. Бари, где почивают мощи Святителя Николая и организовать там подворье для русских паломников. Также и организация в 1913 году Женского богословского института в Москве - дело его инициативы и настойчивости. События 1917 года, заставшие отца Иоанна настоятелем храма Василия Блаженного в Москве, ничуть не изменили его поведения. Священник сделал свой храм средоточием здоровых церковно-патриотических сил. Безбоязненно и ярко касался он самых страшных вопросов современности, призывал к вере и исповедничеству, учил, как жить в такие дни посещения Божия. Летом 1917 года ему удалось даже выпускать еженедельную газету. После октябрьского переворота проповедник обличает зверства и беззакония новой власти. Прекрасно сознавая, что ждет его за это мученическая смерть, он при огромном стечении народа служил по воскресеньям молебны на Красной площади, после каждого из которых проповедовал. Когда 7 февраля 1918 года был зверски убит митрополит Владимир (Богоявленский), отец Иоанн произнес вдохновенное слово: "Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешения, для пробуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избирается лучший, а не худший. Вот где тайна мученичества старца-митрополита". Приближался час исповедничества и для самого отца Иоанна. Летом 1918 года он был привлечен к суду по делу о так называемой "антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного в связи с мощами мученика Гавриила". Но тогда большевики побоялись расстрелять за одни проповеди столь влиятельного пастыря. Не найдя других способов обвинить протоиерея Иоанна Восторгова, ЧК прибегла к излюбленному приему - к провокации. Фарс последовавшего следствия был непродолжителен. Отец Иоанн был приговорен к расстрелу. В протоколе приговора было сказано: "Как темная личность и враг трудящихся". Протоиерей Иоанн Восторгов окончил свой исповеднический путь 23 августа 1918 года. Вместе с ним были казнены епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), ксендз Лютостанский, председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, сенатор С. П. Белецкий, два бывших министра внутренних дел - Н. А. Маклаков и А. Н. Хвостов. Сохранились воспоминания очевидца их расстрела. "Прибывших разместили вдоль линии могилы лицом к ней. По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных смертников, после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым подошел к могиле отец протоиерей Иоанн Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и грядущее возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. "Я готов", - заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам..." Так своей смертью отец Иоанн доказал верность заветам Христовым, служению которым он посвятил всю свою жизнь. Незадолго до ареста последний настоятель храма Василия Блаженного обратился к веку грядущему с пророческими и столь важными для нас ныне словами: "Мы живы. Жив наш Бог, жива Россия, жив и будет жив русский народ! Рано собрались делить его ризы, рано стали хоронить его!.." Вскоре после расстрела протоиерея Иоанна Восторгова в Петербурге оплакивали другого маститого пастыря - протоиерея Алексия Ставровского, почти 90-летнего старца. После убийства Урицкого он был арестован как заложник. Из Петербурга его вместе с другими перевели в Кронштадт, а там арестованных вывели на плац, выстроили и объявили: "Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Урицкого, а остальных отпустят!" Рядом со старцем стоял совсем юный священник, на которого выпал страшный жребий. Тогда отец Алексий сказал ему: "Я уже стар, мне недолго осталось жить, в жизни я получил все, что было можно. Жена моя старуха, дети мои все на ногах. Иди себе с Богом, а я стану на твое место!" Он был расстрелян, а останки его брошены в воды Финского залива. Спасенного священника скоро снова задержали и убили. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН ВОСТОРГОВ Память - 23 августа / 5 сентября |