Труд-7 от 24 марта 2005 года.
Он должен был умереть пять лет назад. Знал, что смерть будет трудной,
поэтому ушел из дома, чтобы "не травмировать", как он выразился, жену и
дочь. Сорок дней провел в отрогах Жигулей без еды. Потерял двадцать шесть
килограммов веса. Вернулся вполне здоровым и совершенно другим человеком. "Я
заново родился",— говорит он.
Что же произошло за эти сорок дней?
Передо мной сидит в кресле атлетически сложенный, цветущий мужчина. Разговор
поначалу не складывается. Виктор все присматривается, словно оценивает,
нужно ли с незнакомым человеком делиться сокровенным? Ведь реальные события
так переплетены с вызывающими сомнение, почти мистическими, что не каждому
дано все это понять...
В областную клиническую больницу им. Калинина он обратился, когда желудок
уже отказался принимать все, кроме воды и кефира. Сделали томографию,
обследовали другими приборами. Диагноз он понял по взглядам врачей и однажды
услышанной цифре: "восемьдесят процентов"... Не трудно было догадаться, что
речь об очаге поражения ткани. Если удалять, то весь желудок. Ему говорили,
что ситуация "очень серьезная". Нужно было еще сдать какие-то анализы и
потом решать, что и как.
Виктор больше ничего делать не стал. Вышел на улицу — к солнцу и людям.
"Почему я? Почему не тот, не другой, не пятый?" — спрашивал он неизвестно
кого. Если и грешил, то не больше других. Должна же быть хоть какая-то
справедливость?
Ответы на эти (задаваемые в таких ситуациях не им одним) вопросы придут
позднее. А тогда он старался как можно больше успеть: заработать для семьи
денег, довести до конца какие-то дела... Наконец просто увидеть всех друзей
и добрых знакомых — проститься. Потом Виктор понял, что на все это не хватит
сил, а оставшееся время нужно провести без суеты. Разобраться в себе: как
жил, с чем придется уйти?
Был конец лета, когда Виктор покинул свою квартиру на улице Мориса Тореза.
Взял Библию, спальный мешок и кусок брезента. Жене и дочери сказал, чтобы не
искали — вернется сам через сорок дней. Семья уже знала, что он безнадежно
болен...
Выехал из Самары на попутке. А дальше решил так: куда "просигналит" изнутри,
туда и пойдет. Почему-то хотелось в Астрахань. Потом другой сигнал — в село
Ташлы, к святому источнику, о котором давно слышал. Приехал туда, искупался.
И с удивлением обнаружил, что все тело вскоре покрылось какой-то сыпью.
Переехал плотину Волжской ГЭС — будто что-то подталкивало. Несколько дней
бродил по горам около Жигулевска. Потом вышел к развалинам Муромского
городка — поселению волжских булгар. Невдалеке били родники. На месте
древнего некрополя, среди диких яблонь натянул кусок брезента, расстелил
спальный мешок. Больше идти никуда не хотелось. Что-то непонятное стало
твориться с телом. Кожа будто обвисла и слезала, как с ужа во время линьки.
По утрам он катался по росной, а потом и заиндевелой траве, получая при этом
удовольствие. Заново перечитывал Библию, вникал в неведомый прежде смысл. Он
и до этого считал себя верующим человеком, но вера была вроде модного
пиджака — как все, так и я. Знал "не сотвори себе кумира...", а ведь
сотворял. Занимался довольно успешно бизнесом, ради денег готов был мотаться
по стране, не есть, не спать. "Понял я, что это суета" — повторяется в книге
Экклезиаста. Понял это и Виктор Пылявский на земле древнего некрополя.
Не раз он читал, что гордыня — великий грех, но частенько в душе поднималось
ощущение собственной исключительности. Миллионы людей, среди которых были
его знакомые и друзья, жили трудно, а он казался самому себе умнее и
удачливее многих.
Вывод напрашивался неутешительный: жил не так, не подчинялся зову сердца и
души. Зову Того, кто живет в каждом из нас. И вот — расплата.
Людей Виктор видел редко. Порой по краю леса проходили грибники. Иногда
пастухи в стороне прогоняли стадо. Никакого желания пообщаться с ними Виктор
не испытывал, но и одиноким себя не ощущал. Слышал какие-то голоса. Добрые,
ласковые, такие голоса называют ангельскими. Порой открывались какие-то
фантастические картины: вот его душа просится в земную жизнь. Вот еще
миллионы других умоляют Господа Бога даровать это великое счастье — пожить
на земле пять, десять, двадцать лет... Как же он мог роптать: "Почему я?"—
когда узнал о своей болезни, прожив почти четыре десятка лет.
— Это были самые счастливые дни в моей жизни,— утверждает наш герой. —
Обновлялась душа, и это наполняло меня радостью...
После месяца начались обмороки. Сознание он мог потерять в любую секунду и
при падении удариться о какой-нибудь камень. Поэтому ходить стал осторожнее.
К тому же каждое движение давалось с трудом. Порой возникало неодолимое
желание сбросить одежду и жить без нее. Хотя осень уже вступила в свои
права, холода он не чувствовал.
Через сорок дней он оставил спальный мешок, рюкзак и брезент под яблонями —
нести не было сил — и с трудом вышел к асфальтовой дороге. Остановил машину
и вдруг понял, что разучился владеть языком. Водитель удивленно смотрел на
странного гражданина, едва выговаривающего отдельные слова — то ли бомжа, то
ли больного. Потом понял, что человеку нужно в Самару. Подвезти согласился
охотно, хотя ехал только до Тольятти. Не взял ни копейки.
После этого было немало других событий, которые трудно объяснить с позиций
обыденного здравого смысла. Среди них — результаты медицинского
обследования. Врачи не поверили ни глазам своим, ни анализам: желудок
оказался здоровым...
Бизнес он бросил, прежние друзья отошли в сторону. Но появились новые,
которые с пониманием относятся к его сегодняшнему состоянию души. После тех
сорока дней Виктор стал всерьез верующим человеком и даже свое исцеление
связывает не с длительным голоданием — только с волей Бога. Повинуясь
внутреннему зову, он занялся исследованием церквей на территории Самарской
области. Фотографировал с параплана — это его давнее увлечение — действующие
храмы и развалины. Изучал биографии подвижников церкви. Первая выставка
фотографий Виктора Пылявского прошла на площади им. Кирова и вызвала интерес
не только верующих, а всей рабочей Безымянки.
Сорок дней он голодал еще раз, повинуясь все тому же, по его словам,
внутреннему зову. Это испытание нужно было пройти, считает он, чтобы
проверить крепость души: не осталось ли в ней злого, мелкого, суетного?
Голодовки проходили уже гораздо легче, чем та — первая. Это был знак: он на
верном пути.
Больше таким испытаниям Виктор себя не подвергал. Внутренний голос говорит,
что нет необходимости. Вместо голодания — сорокадневный пост. Он и сейчас
постится вместе с другими верующими и готовит очередную выставку фотографий
к 60-летию Победы, которая пройдет в центре города, на площади Куйбышева.
Вечные вопросы думающих людей: так ли живем, тем ли делом занимаемся, что
будет с детьми и внуками? — перед ним не стоят. Он живет так, как должен,
как подсказывает Бог. В квартире Виктора — ничего лишнего. Фототехника,
спортивные тренажеры, фотографии. Вот гуси, стремительно взлетающие с воды.
Вот загадочные круги на одном из полей Красноярского района. И храмы, храмы,
храмы...
— Каждый из нас должен пройти свой путь, — говорит Виктор. Не нужно опекать
и обеспечивать коврижками до самой пенсии своих чад, ведь то, что дается
даром, не имеет цены. Пусть и они пройдут свой путь. "Не гасите за собой
свет", — советует наш герой. Это значит, нельзя копить зло в душе и роптать,
что жизнь складывается не так. Причина не в соседе по лестничной площадке, а
в тебе самом.
Согласиться с такой моралью, видимо, не так уж сложно. Трудно ей следовать.
Непросто строго, во всем следовать зову совести, если столько примеров,
когда его не слышат в себе вовсе. Не то что о душе, мы и о здоровье
вспоминаем, когда уж совсем прижмет...
Не потому ли и донимает изо дня в день проклятый вопрос: так ли живу?
Александр ПЕТРОВ, соб. корр. "Труда".