19 января 1956 г. Самый "пик" страстей вокруг дома на
Чкаловской.
* * *
Толпу, собиравшуюся возле "дома Зои", разгоняют конные разъезды милиции.
Совещание по лекционной пропаганде в ОК КПСС. Стенограмма выступления зав.
отделом религиозных культов ОК КПСС Алексина:
"Все зарегистрированные религиозные общества (их у нас 40) работают очень
активно. А мы не достаточно. Примером является случай на Чкаловcкой. Они всё
это подгадали к областной партконференции!. В религиозные праздники церковь
не помещает людей. Празднования Рождества, Крещения, Пасхи стали
прогрессировать.
Вопрос: Нельзя ли выделять деньги на ремонт клубов из доходов Церкви?
Ответ: Нельзя. Мы не беднее их.
Вопрос: Как относиться к религии?
Ответ: "У нас свобода религии. Но партии не безразлично, как и кто относится
к религии".
* * *
20 января 1956 г. Стенограмма 13-й Куйбышевской областной партконференции.
На вопросы делегатов отвечает т. Ефремов, первый секретарь Куйбышевского ОК
КПСС: "В г. Куйбышеве широко распространились слухи о происшедшем якобы чуде
на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать(!). Да,
произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей
парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала
молодежь и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого
стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло. Начал собираться народ,
потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и ещё
кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где
милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал,
выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже
додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для
ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало
указание снять наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять... А по
существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в
этом доме не было, живет там старуха (в этой квартире жила Клавдия Петровна
Болонкина с сыном, о чем написали в "Волжской коммуне" 24 января 1956 г.). К
сожалению, наши органы милиции здесь не сработали и не выяснили, кто
распространил эти слухи. Бюро обкома рекомендовало виновников строго
наказать, а товарищу Страхову (редактору "Волжской коммуны* в те годы) дать
разъясняющий материал в газету в виде фельетона.
* * *
"Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в
адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же
уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни,
станет для них уроком и предостережением!" ("ВК", 24 января 1956 г.).
* * *
Тов. Банников: "Речь идет о моральной ответственности тех товарищей, которые
непосредственно занимаются этим делом и которые допустили провал в городе.
Поэтому если не партийную, то моральную ответственность они должны
понести... Надо дать факту на Чкаловской улице принципиальную оценку".
* * *
Постановление бюро Куйбышевского горкома КПСС от 3 февраля 1956 г. о мерах
по усилению научно-атеистической пропаганды в городе: "В результате
ослабления научно-атеистической пропаганды в городе заметно активизировались
церковники и сектанты, распространяющие всякого рода небылицы и слухи
религиозного характера. Слух о "наказании Божием" "грешников",
распространившийся в городе во второй половине января с. г., привлек,
например, на Чкаловскую улицу большое количество граждан, пытавшихся
посмотреть на якобы происшедшее "чудо". Однако местные партийные организации
не приняли срочных мер к разъяснению трудящимся провокационного характера
этого слуха... Данный дикий случай на Чкаловской улице со всей остротой
подчеркивает необходимость принятия неотложных мер по усилению идейной
борьбы с религией".
* * *
Из "Справки о выполнении постановлений бюро ОК КПСС и секретариата за 1956
г. по отделу пропаганды и агитации: "Количество читаемых лекций на
естественно-научные и атеистические темы значительно возросло, что видно из
следующих (неполных) данных. В 1954 г. было прочитано 832 лекции, в 1955 —
1438 и за 8 месяцев 1956 г. свыше 2000 лекций".
* * *
Отчетно-информационный доклад уполномоченного совета по делам Русской
Православной Церкви при Совмине СССР по Куйбышевской области С. Алексеева за
первое полугодие 1956 г.": "В июне месяце при ознакомлении с состоянием и
деятельностью церкви в с. Заплавное Борского района в беседах с работниками
села и некоторыми верующими я выяснил, что в селе еще ведутся разговоры о
мифической окаменевшей девице на Чкаловской ул. г. Куйбышева. Секретарь
партбюро колхоза "Победа" т. Титов говорит: "В селе очень много верующих.
Сейчас еще многие верят в чудо об окаменевшей девице, хотя фельетон об этом
диком случае обсудили широко".
* * *
Счетовод сельсовета т. Сундеев: "Об окаменевшей девице было очень много
разговоров, нельзя было сказать, что это неправда. И сейчас еще есть
разговоры, что она стоит".
* * *
Члены колхоза "Победа" Панарин и его жена Панарина М.А., 50 лет (из активных
верующих): "О чуде с окаменевшей девушкой много и сильно говорят. Слухи об
этом чуде сильно подействовали на пользу религии — под праздники и в
Страстную неделю в этом году не было слышно песен и гармошки, больше стали
ходить в церковь и причащаться, приходили даже издалека. В Страстную неделю
кино срывалось. Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но
говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим
молодежь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в
церковь".
* * *
Зав. клубом т. Сундеев говорит: "Под Пасху в кино не пришло ни одного
зрителя".
* * *
Сторож церкви Медведев рассказал: "В этом году больше народа ходит в
церковь. Особенно после чуда с девицей стало много ходить. Каждое
воскресенье много людей идут к причастию".
* * *
Рассказывает секретарь Самарского Епархиального Управления А.А. Савин
("Волжский комсомолец", 2 сентября 1990 г.): "При епископе Иерониме это
было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру
толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала
не трогали, видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее всех
начали разгонять. Предлог обычный — "нарушаете покой жителей, движение
автотранспорта"... Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие даже из
окрестных сел приезжали. Те дни были очень для нас напряженными. Народ,
естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому
дому не подходил. Боялись. В те годы мы все ходили по "тонкой жердочке".
Священники были на "регистрации" — их утверждал и смещал уполномоченный по
делам религии исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и
средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!
Нас бы сразу же обвинили во всем... На пятый день "стояния" епископу
Иерониму позвонил уполномоченный Алексеев. Попросил выступить с амвона
церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Нам-то народ поверил бы!.. Это
было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру (Надеждину),
который жил по соседству с тем местом и был в курсе всех дел. Но было
поставлено одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том
доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого "поворота" там не
ожидали. Ответили, что подумают и перезвонят через два часа. Но позвонили
... через два дня! Сказали, что наше вмешательство уже не требуется. В тот
дом никого так и не пропустили. Потом я снова проходил по Чкаловской и видел
машину "скорой помощи", людей в белых халатах. Видимо, заметались следы...
Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи
воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды
комсомольцев. Бойко "разагитировали", уверяли, что были в доме и ничего не
видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто правда не
верил, под конец усомнились. Наверное, все же народная молва права не во
всем. Но что в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто
удивительное — не сомневаюсь!"
|