Эта невероятная история произошла в белорусской глубинке.
Если честно - мы сами до конца не верим в случившееся, потому как всегда
считали, что призраков не существует. Но не верится и в то, что местные
жители, большинство из которых вряд ли осилило восемь обязательных классов
средней школы, могли сговориться и придумать столь складную историю. А
свидетелей было много. Мы поговорили со всеми, пытаясь поймать их на
неувязках. Все рассказывают одно и то же...
Проверить наш рассказ может каждый. Адрес: деревня Тишково, Витебская
область, Республика Беларусь. Спросить про призраков у первого встречного...
"Завтра мы умрем."
- Бабуля, а я умру раньше тебя, - заявил пятнадцатилетний Колька своей
бабушке Галине Андреевне Зих, копавшейся в огороде.
- Что мелешь, балабол!
- Я умру завтра. А еще через день - Колька. В субботу - Диман. Потом -
Жека... Нас будут убивать солдаты... Каждый день по одному человеку. Они
так сказали.
Всего в Тишкове около полусотни дворов. Большая часть жителей -
переселенцы с зараженных после чернобыльской аварии территорий. Жизнь
здесь унылая, заняться особенно нечем.
Главным в компании подростков был семнадцатилетний лоботряс Женька
Савелис по кличке Чайник. Каждый вечер ребята уходили пить самогон в
ближайший лес, где со времен последней войны сохранился подземный
бункер. Показать его нам согласился лишь 11-летний Пашка, младший брат
одного из пострадавших. Да и то после того, как мать ушла на ферму доить
коров, а мы пообещали прокатить его до леса на машине.
Это оказался даже не бункер, а бетонный дот площадью около 20 кв.
метров. Он искусно врыт в холм, и заметить его сложно даже с расстояния
в два-три метра... Сюда, где в 1943 году девять месяцев стоял фронт,
тишковцы теперь стараются не ходить и о произошедшем не вспоминать...
Андрей Роденко после тех событий умотал в Витебск, устроился на работу в
локомотивное депо и предпочитает не вспоминать ту историю. Разговорить
его удалось с трудом.
- Выпивали каждый вечер, костры жгли, песни пели неприличные. Вдруг я
стал замечать краем глаза какие-то тени. Один день, второй, третий.
Ребятам сначала не рассказывал, скажут, что спьяну померещилось. Потом
оказалось, их видят все. Тогда Чайник начал кричать: "Эй, кто там? Давай
к костру! Посидим, выпьем." И отборный мат - не умеет он по-другому
говорить. Никто не подошел. А когда ночью шли домой, я, оглянувшись,
увидел на краю леса людей в военной форме. Тогда все и началось...
Черной магией не занимались!
Мать другого из парней, Светлана Толстоногова, сперва помалкивала, мол,
священник запретил рассказывать о происшествии. А потом махнула рукой:
- Только вы, пожалуйста, правду напишите. А то в соседних деревнях
уверены, что мальцы черной магией занимались. Не было этого!
Сначала я стала замечать, что сын худеет. Он и так молчун - а тут вообще
замкнулся. Только спросил как-то: "Мам, а где мой крестик?" Потом
заметила, что пропала бутылка со святой водой.
И как-то развешиваю белье во дворе, а соседский паренек из-за забора:
- Тетя Света, а Димка в лес пошел с солдатами драться!
Думаю: с какими солдатами? У нас никаких воинских частей поблизости нет.
Но побежала. Вижу, пятеро наших деревенских стоят на пригорке и вниз на
лес пристально смотрят. У всех колья, банки с водой.
Подошла к сыну, а он чуть языком ворочает: "Поздно, ты бы все равно не
поверила."
- Да как же я не поверю, сыночек! - А сама испугалась: неужели
свихнулся? И говорю наобум: "Это вы, сыночек, против солдат заготовили?"
- киваю на воду и колья.
Он встрепенулся: "Да, помоги нам, мамочка!"
Я никого не увидела, но почувствовала себя неуютно. Весь день было
жарко, а тут ветер ледяной поднялся.
Вместе мы растолкали остальных. И тут мой Димка вдруг закричал: "Да вот
же они, близко."
Ребята с дикими криками побросали свои палки и побежали в деревню. Я за
ними. А над нами стая белых чаек кружится. Их здесь никогда не было.
Потом уже, когда все закончилось, священник сказал, что это наши
ангелы-хранители над головами вились.
"Молитва."
Баба Валя (Валентина Наумовна Шилина) как раз в это время загоняла коз
во двор:
- Вижу, Светка бежит с пацанами и кричит мне: "Зови их родителей в нашу
хату."
Вдруг Колька, младший из ребятишек, споткнулся, и ноги парня будто
кто-то невидимый вверх поднял. А Светка за руки его схватила. Так и
тянули парня в обе стороны. Пока в хату не втащили.
Вскоре собрались взрослые. Пацаны, дрожа, рассказали, что однажды вышел
к ним из леса человек с перебинтованной головой, один рукав заткнут за
пояс гимнастерки, и сказал:
- Все, отвеселились вы, ребята.
Призраки стали преследовать ребят повсюду. Кто с оторванной рукой или
ногой, кто с дырой в животе. Ребята брызгали святой водой, надели
крестики, но бесполезно. Продолжалось это недели две. Потом некто в
офицерской форме назначил каждому день смерти.
- Парни кричали, что призраки столпились во дворе, - продолжает
Светлана. - Я вышла на крыльцо и почувствовала чье-то присутствие. Тогда
я встала на колени и заплакала: "Ребятушки, милые, простите вы наших
дураков. У вас же тоже матери были."
А когда вернулась в дом, Колька забился в судорогах, упал на пол и
заговорил. Голос остался его, а интонации совсем другие. По-моему,
специально так не придумаешь: "Я - командир 4-й роты 158-й дивизии.
Пацаны осквернили наши могилы. Такое не прощается. Они умрут."
Я опять запричитала: простите их, мол, молодые, глупые... И предложила
привести священника, чтобы на их могилах службу провести.
При слове "церковь" тело парня выгнулось, он страшно захрипел, пошла
ртом пена...
Андрей Роденко (слева) и Коля Степанов боятся вспоминать те две недели.
- У нас в церковь никто, кроме меня, не ходит, - вступила в разговор
Галина Зих, бабушка Кольки Степанова. - Вот в их хате всю ночь без
перерыва читала молитвы - "Заутреннюю песнь" и "На сон грядущий". Других
я не знаю. На рассвете ребята заявили, что солдаты ушли.
Бабушка
Кольки Степанова, Галина Андреевна Зих.
Кто-то вспомнил, что в Витебске есть священник, который умеет изгонять
бесов и призраков. К нему на поклон отправилась деревенская делегация...
Священник, 83-летний отец Антоний, провел обряд - с тех пор призраки
покинули деревню.
(Как проходят обряды изгнания бесов)
"Эти взрослые - сами дети."
В этом уверен заведующий лабораторией теоретической физики Института
физики член-корреспондент национальной Академии наук Белоруссии Лев
ТАМИЛЬЧИК:
- 97% паранормальных явлений имеют разумное объяснение, и лишь 3%
непонятны. Тому, что произошло, есть несколько объяснений.
Первое - кто-то разыграл мальчиков. Или они разыграли взрослых.
Второе - среди них был заводила с повышенной возбудимостью и очень
тонким восприятием. У ночного костра ему что-то показалось, и он заразил
своими эмоциями остальных. Детская фантазия богата.
Третье - неочищенный самогон, возможно, с добавлением какой-нибудь
химии, способствует массовым галлюцинациям...
Единственное, что мы отвергаем сразу, - это версию о призраках! Практика
подтверждает, что их в природе не существует.
А взрослые поддержали детей, потому что они только по виду взрослые. У
людей в деревне детское мироощущение. Для селянина свойственно языческое
ощущение мира. А тут деревня стоит рядом с местами массовых захоронений!
Очень хорошо, что они вызвали священника. Процедура изгнания бесов -
определенный образ воздействия на психику. Церковь не зря разрешает
изгонять бесов лишь некоторым священникам. Это очень сложная процедура,
которая приводит возбужденную человеческую психику в нормальное
состояние. Делать это надо предельно корректно, чтобы не обострить
ситуацию. Церковь за века выработала определенный метод, который я как
ученый уважаю.
P.S.
Когда мы уже возвращались из деревни, то через пять километров на
обочине трассы увидели стелу с надписью: "Здесь 25 декабря 1943 года 27
воинов 4-й роты 875-го полка 158-й стрелковой дивизии под командованием
лейтенанта Бесхлебного совершили бессмертный подвиг, защищая родную
землю от фашистских орд."
Номер дивизии совпал с тем, что услышали местные жители, когда устами
Кольки, находившегося в трансе, якобы, вещал призрак.
КСТАТИ.
Призраки солдат видели и под Великим Новгородом.
Еще одно место, откуда часто приходят сообщения о призраках в военной
форме, - окрестности деревни Мясной Бор под Великим Новгородом. Здесь, в
лесных болотах, в 1941 году погибли тысячи бойцов Второй ударной армии.
Загнанных в болота солдат расстреливали артиллерией, давили танками.
Энтузиасты-поисковики, проводившие здесь раскопки, рассказывают, что в
некоторых местах кости лежат в несколько рядов и определить, где чьи,
невозможно. Поэтому у деревни даже поставили монумент "Неизвестным
солдатам".
Местные жители и дачники-грибники рассказывают о том, как иногда слышат
посреди глухого леса крики "ура", выстрелы, рев машин. Некоторые
упоминают и о призраках, заходящих в деревню. Басни? Может быть. Но
почему-то они не утихают уже больше полвека.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-центр УВД Витебского облисполкома.
Андрей МОИСЕЕНКО, Наталья АРТЕМЧИК.
"Комсомольская правда" от 3 октября 2003 года.